Top.Mail.Ru
МЕНЮ
04.09
09.11
Весь мир

Мероприятие по искусственному интеллекту AI Journey-2019

03 октября 2019

ИНТЕРВЬЮ

Я. Розова― В студии Яна Розова и Максим Еременко, старший управляющий директор, директор Управления развития компетенций по исследованию данных Сбербанка.

М. Еременко― Яна, здравствуйте.

Я. Розова― У нас любопытная встреча, информационным поводом стало проведение двух мероприятий, я так понимаю, очень важных для Сбербанка. Первое мероприятие запланировано на 5 октября, то есть буквально в ближайшие дни, это во Владивостоке состоится региональная конференция в рамках... В рамках чего?

М. Еременко― Это на самом деле даже чуть больше, чем два мероприятия, это серия мероприятий, которая начинается действительно во Владивостоке, то есть мы начинаем такое, гастрольное, турне. Эта серия мероприятий называется AI Journey, или путешествие в мир искусственного интеллекта. Это, прежде всего, мероприятие, направленное на вовлечение молодых талантов, которые занимаются исследованием в области искусственного интеллекта, прикладным применением искусственного интеллекта. Начинается с Владивостока такой анонс, мы объявили в начале сентября задачу, это конкурс, в рамках которого специалисты в области прикладного искусственного интеллекта будут создавать так называемых диалоговых агентов, которые будут проходить, сдавать экзамены по русскому языку. Там две части, это тесты, это сочинение, и в конце октября, мы 27 октября финализируем прием заявок, в конце октября мы посмотрим, что же такое...

Я. Розова― Чей искусственный интеллект стал самым лучшим, да?

М. Еременко― До какого уровня, да. Но я могу сказать, что сейчас уже те результаты, которые мы видим за вот несколько недель, там за 2,5 недели прошедшие, сначала объявления конкурса, в принципе, вот эти самые агенты искусственного интеллекта сдают уже на твердую троечку. И мы ожидаем, что все-таки лучшее...

Я. Розова― Ну, как-то плоховато.

М. Еременко― Лучшее решение, но там самая интересная борьба будет разворачиваться ближе к концу. Потому что ребята объединяются в команды, и эти команды, они синергически очень улучшают свои решения. То есть, вот тот результат или то базовое решение, которое мы выкладывали для улучшения, оно было между двойкой и тройкой. Ну, специально для того, чтобы...

Я. Розова― Ну, здесь сразу два вопроса возникает: зачем Сбербанку заниматься этим, да? Искать таланты, и устраивать такого рода конкурсы. И как давно Сбербанк занимается развитием искусственного интеллекта.

М. Еременко― Да, вот ну, первый вопрос очень такой, интересный. По этому пути идут все технологические компании, и Сбербанк здесь не исключение. Ну, во-первых, если говорить про обработку естественного языка, или то, как мы с вами общаемся, это сейчас применяется практически во всех интерфейсах, особенно в цифровых ...

Я. Розова― Чтобы появились роботы в будущем, которые заменят например сотрудника Сбербанка, и минимизируют например общение с клиентами, да?

М. Еременко― Я бы не говорил про «заменит». Сейчас все-таки все прогнозы, в том числе и уважаемых организаций, говорят о том, что рабочих мест искусственный интеллект в ближайшие несколько лет создаст больше, чем успеет сократить. И здесь прежде всего речь идет о том, что искусственный интеллект берет на себя не самую приятную рутинную задачу, высвобождая для человека больше времени для того, чтобы работать с креативными задачами.

Я. Розова― Искусственный интеллект в помощь.

М. Еременко― Это в помощь, конечно. Ну, все, что мы сейчас с вами видим, абсолютно все навигаторы, которые используют модели машинного обучения для построения оптимального маршрута. Диалоговые ассистенты, чат-боты, виртуальные помощники, все что у нас есть с вами в телефоне, во многом оно так или иначе управляется искусственным интеллектом, и это в большей степени на то, как освободить человека от того, что называется в английском языке «обезьянья работа». Потому что она нам не доставляет как правило удовольствие.

Я. Розова― А можете привести какой-то пример?

М. Еременко― Конечно, мобильное приложение, например, рекомендательные сервисы. Практически во всех мобильных приложениях, если вы совершаете одно и то же действие, искусственный интеллект или модели машинного обучения...

Я. Розова― А, например, если я прихожу к терминалу и совершаю какие-то... Постоянно какие-то действия одни и те же, то у меня высвечивается уже сейчас на экране история операций.

М. Еременко― Да.

Я. Розова― И история операций сокращает время, которое я трачу на проведение тех же операций, потому что все уже искусственный интеллект запомнил. Это действительно удобно, я согласна.

М. Еременко― Абсолютно, безопасность опять-таки. Если вы совершаете платежи одним и тем же лицам, например, родственникам, то, наверное, нет необходимости дополнительно проверять подлинность этой операции. И, напротив, если появляется какая-то новая транзакция, которую вы до этого не совершали... Более того, если человек, которому кто-то пытается перевести, или вы пытаетесь перевести деньги с вашего счета, вообще находится вне вашего социального окружения, то тут система машинного обучения логично задаст вопрос, а нужно ли делать транзакцию? И как правило, так работают все системы управления кредитным риском, управление риском в мошеннических операциях...

Я. Розова― Напомните, как давно вы стали заниматься развитием искусственного интеллекта, я имею в виду Сбербанк, и на каком этапе находитесь сейчас?

М. Еременко― Ну, вот как раз с управления риском, наверное, Сбербанк и начал активное внедрение систем искусственного интеллекта. Потому, что управлять риском, принимать решения с учетом кредитного риска, основываясь только на экспертном мнении, экспертном заключении человека, очень опасно.

Я. Розова― Речь идет о выдаче кредитов?

М. Еременко― В том числе и о выдаче кредитов, конечно. Потому что машина уже давно умеет анализировать какие-то большие массивы, а закономерности в числах выявлять лучше, чем человек. И понятно, что те аналитические методы, которые были доступны 20-30 лет назад, они достаточно давно уступили место моделям машинного обучения, впоследствии буквально 2-3 года назад моделям глубокого обучения, так называемого обучения на основе глубоких нейронных сетей. И сейчас большинство задач кредитного риска, как раз выполняется с помощью искусственного интеллекта. Это оптимизация внутренней эффективности. То есть многие, как я уже говорил, рутинные задачи человека можно передать на откуп машине. Это роботизация процессов, это система помощи поддержки принятия решения допустим оператором колл-центра, то есть так называемые суфлеры на основе диалоговых агентов подсказывают, что лучше ответить оператору. Потому что если речь идет о необходимости консультирования по каким-то банковским или сложным продуктам, не обязательно банковским. Рекомендательные сервисы, но и система компьютерного зрения, речевой аналитики, это тоже сейчас все то, где искусственный интеллект уже превосходит человека.

Я. Розова― А зачем нам речевая аналитика нужна?

М. Еременко― Ну, например, когда вы общаетесь с вашими виртуальными ассистентами, вы можете делать это текстом, вы можете писать сообщение, либо вы можете просто разговаривать, используя одну из когнитивных способностей речь, которую мы с вами обычно используем в живом диалоге. И машина понимает уже в режиме реального времени... Делает оцифровку этого аналогового звука, этих фонограмм, и понимает, о чем с ней говорят...


Я. Розова― Но говорит-то со мной на человеческом языке?

М. Еременко― Ну, к этому сейчас все идет. То есть, сейчас понятно, что те версии виртуальных ассистентов, которые мы видим, в принципе они пока еще... Если говорить про такое, в общем понимании Тьюринг-тест, Тьюринго-подобные тесты, когда стоит задача понять все-таки, кто с тобой говорит, машина или человек... Понятно, что сейчас большинство Тьюринго-подобных тестов люди по-прежнему понимают, что с ними разговаривает машина, но опять-таки все больше и больше задач передается на откуп, и в некоторых задачах уже, например, при консультировании с оператором колл-центра, вы не всегда можете понять. То есть, сейчас и качество синтезированной речи, качество ответов, осмысленность ответов, она за последние 2-3 года, существенно в этом направлении были изменения.

Я. Розова― А можно так сказать, что искусственный интеллект в какой-то мере даже может быть полезнее и умнее сотрудника колл-центра, и образованнее? Потому что в него закладывается масса разных функций, задач.

М. Еременко― Ну, вот с этим как раз сейчас, наверное, основной вопрос. Дело в том, что он может лучше выполнять одну или две узконаправленные способности. Но человек, он все-таки существенно в выгодную сторону отличается от искусственного интеллекта тем, что он одинаково хорош во всем. То есть человек, он хорошо соображает, человек, он хорошо видит ... Поэтому в последние несколько лет, все говорят о так называемом сильном искусственном интеллекте, в народе называется сильный искусственный интеллект, а на самом деле специалисты предпочитают термин «общий искусственный интеллект», который способен воспроизводить, и симулировать, или имитировать несколько когнитивных способностей. И прохождение школьных экзаменов, это как раз одна из первых таких классов задач, которыми сейчас занимаются и наши коллеги на западе, и китайские...

Я. Розова― Ну и вы, я так понимаю, активно уже несколько лет.

М. Еременко― Ну да, Сбербанк, и при поддержке... Мы это делаем опять-таки, это мероприятие, конкретно, AIJ.

Я. Розова― А искусственный интеллект, который использует Сбербанк, он самообучающийся?

М. Еременко― Вот это сейчас основной вызов, да. То есть, там за последние опять-таки 5 лет наука и прикладные исследования очень хорошо продвинулись в теме машинного обучения, но машинное обучение, оно пока характерно и ограничено тем, что обучены на одном классе задач вот эти агенты искусственного интеллекта, они хорошо делают данный класс задач, и пока еще плохо переобучаются на соседних смежных направлениях. И здесь, как раз сейчас активно осваивается так называемый глубокий искусственный интеллект, когда полученные навыки применяются для решения другой задачи, и скорость переобучения, это как раз один из ключевых факторов, которые характеризуют качество работы.


Я. Розова― Я так понимаю, что вы одни из первых, кто стал заниматься этим направлением.

М. Еременко― Ну в России, наверное, да, если говорить про AI. В мире, то все-таки мы видим очень сильный AI.

Я. Розова― Понятно, понятно. Но есть у кого учиться, это наоборот хорошо может быть, воспользоваться опытом других.

М. Еременко― Да, конечно. И сейчас тренд, который есть в мире в этом направлении, в принципе, в инжиниринге, это так называемый открытый исходный код, и сейчас все больше университетов R&D команд, компаний, выкладывают так называемый «открытый код», то есть они делают какой-то не коммерческий продукт, речь идет о технологических продуктах. Выкладывают в свободный доступ для того, чтобы комьюнити-сообщество его улучшало. И на самом деле вопреки тому, как к этому относились там 15-20 лет назад, сейчас это очень эффективная схема коллаборации, потому что очень тяжело, даже если у вас большой штат разработчиков, программистов, инженеров и исследователей, как правило даже в крупных технологических компаниях, это там сотни человек. Это даже не десятки тысяч, это в лучшем случае тысяча людей. А когда ты делишься наработками с внешним сообществом...

Я. Розова― Остается совсем мало времени, но хочется проанонсировать еще одно мероприятие, о котором мы заявили вначале. Это в Москве, 8 и 9 ноября, тоже состоится конференция, да?

М. Еременко― Да, это будет как раз итогом. Мы сейчас, площадку проведения финализируем, это точно будет Москва. Это как раз апогей нашего мероприятия, вот этого путешествия AI Journey. Мы его делаем совместно с нашими партнерами, как раз компаниями, которые да, у нас участвуют в том числе AI стратегии...

Я. Розова― Ну я думаю, на сайте Сбербанка можно найти всю информацию.

М. Еременко― Вся информация доступна по ссылке AI Journey. AI минус Journey, или дефис Journey. Journey, как путешествие. И мы все ждем, кто не сможет прийти лично, будет организована трансляция, с удовольствием.

Я. Розова― Максим Еременко, старший управляющий директор, директор Управления развития компетенций по исследованию данных Сбербанка

М. Еременко― Спасибо большое.

Источник «Эхо Москвы»

04.09
01.11
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
КОНКУРС AIJ

Ключевое направление соревнования AI Journey 2019 — Artificial General Intelligence (AGI)

Подробнее
08.11
09.11
Конференция
AIJ Москва

Двухдневная конференция с ведущими международными и российскими спикерами — экспертами в области искусственного интеллекта и анализа данных, а также представителями компаний — лидеров по развитию и применению технологий ИИ в бизнес-процессах

Подробнее
Октябрь
Декабрь
Конференции AIJ
в городах

Закрыть
Закрыть
Наш сайт использует файлы cookie. Оставаясь на нашем сайта, не меняя настроек cookie в браузере, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Кроме того, при посещении сайта происходит автоматический сбор иных данных, в том числе: технических характеристик устройства, IP-адреса, информации об используемом браузере и языке, даты и времени доступа к сайту, адресов запрашиваемых страниц и иной подобной информации.
Принять